17 July 2014

On Pixel level

Краем глаза почитываю тему, посвященную A77 II, на форуме sony-club.ru.
Нарисовался там на неделе товарищ, владелец A77, который рассказал следующее. В Sony он разочаровался -- проклятое полупрозрачное зеркало, которое гробит картинку! Он зеркало снимал и был прямо таки ошарашен качеством изображения -- появилась резкость, микроконтраст, и вообще, как повязку с глаз сняли, так бы и оставил, да родные в семье без автофокуса снимать отказываются... Поэтому вместо покупки A77 II он купил себе Nikon D3300 и имеет прямо таки сказочную картинку, причем даже на дешевом ките.

"Видимо, рыхлая картинка, за которую ругали первую а77, не только специфика матрицы, но и изрядная доля зеркала. Потому и направил стопы в сторону никона, причем я не первый, кто после а77 купил никон." (линк)

Что имею сказать. (Кроме того, что D3300 очень странный аппарат. Зачем было ставить в entry level камеру сенсор в 24 мегапикселя? Чтобы иметь буфер при серийной съемке в пять кадров?)

Первое -- миф про мутное зеркало, которое все портит, к сожалению, непобедим.
Тысячи раз делали эксперименты на эту тему (например), и все равно охота на ведьм продолжается.

A77 без зеркала это NEX-7. Зашел я на dpreview и сравнил снимки с этих двух камер. Получил такую картину:


A77 vs NEX-7

Да, у NEX-7 микроконтраста и резкости будет чуть-чуть побольше, но с учетом того, что речь идет о масштабе 100% для 24-х мегапиксельного изображения, я бы сказал, что отличия просто пренебрежительно малы. 

Второе -- следом я поставил сцену dpreview side-by-side для A77 и Nikon D7100.

Картину получил такую:


A77 vs D7100. Кликабельно, смотреть на хорошем мониторе 

Тут разница по детализации и микроконтрасту сильно более заметная и она явно не в пользу камеры Sony...
Все, дружно бросаем Sony и переходим на Nikon? Погодите, идем дальше.

Третье -- некоторые замечания по поводу таких вот "сцен" и их сравнения.

Кроп на 24 мегапикселя это overkill и чертовски привередливая штука с точки зрения того, чтобы выжать из него максимальное разрешение. К примеру, свои сцена на кропе dpreview снимает на f/8 -- это значение, которое находится уже в области дифракционного предела, т.е. резкость будет далека от максимальной.
Дальше -- выбор объектива имеет первостепенное значение и сравнение из-за этого может быть не очень честным. Как я понимаю, с точки зрения максимальной резкости на закрытых диафрагмах, на сенсорах с высоким разрешением лучше всего использовать макро объективы. Некоторые объективы не подходят категорически, например, Sony 50 f/1.4 даже на 12 мегапикселях имеет пик резкости на f/4.

И как бы это банально не звучало, но очень важно правильно выставить фокус.

Вот другая часть сцены A77 vs D7100, самый центр кадра:



Внезапно выясняется, что для A77 фокус не попал точно в крестовую мишень по центру, он лег чуть дальше, ближе к карте с дамой червей. И если мы будет судить о качестве картинки по этой части сцены, то тут A77 окажется ощутимо лучше D7100. И выходит, что если тут у A77 фокус лег точнее, то скорее всего, в других частях кадра может быть ровно обратная ситуация, которая приведет нас к неправильным выводам о резкости.

Четвертое -- про AA фильтр и отказ от него.
Как мы знаем, у A77 фильтр есть, у D7100 его нету, что скорее всего и дает несколько более резкую картинку, которая приносит так много радости любителям разглядывать все на уровне пикселей.
На мой взгляд, тему AA фильтра полностью закрыли на dpreview в обзоре D800, когда сравнивали D800 vs D800E. Практическая польза от такого прироста резкости стремиться к нулю, причем надо понимать, что выжать разрешение из 36 mpx на полном кадре сильно проще, чем из 24-х на кропе, т.к. площадь сенсора при этом существенно меньше.

Ну а любители порезчее, всегда могут добавить резкости уже на этапе обработки.

Пятое -- raw файлы это зло, с которым мы вынуждены мириться чаще всего из-за плохого jpeg движка камеры. Это я пишу как человек, который последние несколько лет был вынужден снимать raw.
Алгоритмы обработки данных с сенсора камеры чертовски важная штука, и этот момент хорошо подчеркивают те процессы, которые происходят последние несколько лет в области "смартфонной" фотографии. К сожалению, недостаточно поставить большой сенсор и светосильный объектив; как показывает пример Nokia, которая в этом плане впереди плане всей со своими PureView технологиями, куда как важнее выставления правильного баланса белого или использование деликатного и достаточно умного шумодава. Хорошая иллюстрация к моим словам.

Так вот, лично я за хороший jpeg, где Nikon сегодня в плане детализации и микроконтраста сливает подчистую Sony. И полупрозрачное зеркало тут не помеха.


И последнее, самое главное -- не увлекайтесь сильно рассматриванием снимков на пиксельном уровне. От этого растут волосы на ладошках.

No comments:

Post a Comment