11 January 2013

Задний фокус

Внезапно пришло осознание, что в моей Sony A33 не идеально точно стоят датчики фокусировки из-за чего оба два объектива дают довольно таки неприятный бэк-фокус.

В свое время, когда брал первое стекло -- 35 мм, бэк-фокус видел. И на тестовой мишени с линейкой (по линейке на МДФ фокус уходил назад на каких-то 2 мм), и на тестовых портретах, когда стрелял в глаз. Посчитал, что идеальных объективов не бывает, а пара миллиметров это относительно небольшая ошибка фокуса. Потом более плотно тестировал объектив в домашних условиях, и что-то как-то этот бэк-фокус заставил меня понервичать. Волнения эти, правда, были полностью развеяны первыми испытаниями в боевых условиях -- результаты меня порадовали, и как-то я про эту проблему забыл.

Потом я купил 85 мм, с которым вообще проблем с фокусом не было. Вернее были, что-то похожее на бэк-фокус наблюдалось на дальнем конце фокусировки, на дистанции для ростовых портретов, дык такие снимки я делал весьма редко, а результат на подавляющем большинстве снимков меня так радовал, что я даже как-то по этому поводу и не заморачивался.

Потом я понял, что не могу найти "бесконечность" на 35 мм. Стреляешь далеко, а выходит сплошное мыло, если дырку не закрыть хотя бы до f/5.6.

И последний аккорд в этой песне прозвучал совсем недавно. Что-то как-то я задумался о том, что у меня накопилась масса не сильно идеальных портретов в три четверти, когда целился в ближний глаз, а резкость -- на дальнем.
Вот стреляешь в фас на относительно небольшом расстоянии -- все отлично. Закрываешь где-то на стоп дырку -- вообще нигде нет проблем. А вот как открытая дырка и три четверти -- нехорошо выходит.

Кроп 100%, фокус на дальнем от зрителя глазе (кликабельно)

У человеческого зрения вообще есть одна интересная особенность -- оценка резкости изображения хорошо работает, когда можно использовать прямое сравнение, когда рядом есть регионы с перепадами резкости, пусть даже и небольшими. Из этого есть интересное следствие. Если, например, снять портрет в фас с разумно небольшим бэк-фокусом (фон при этом будет далеко вне ГРИП и размыт порядком), то глаз такую картинку будет воспринимать нормально -- относительно резкий объект на очень нерезком фоне. Если же снять в три четверти, то восприниматься это будет совсем по другому -- разница в резкости ближнего и дальнего к зрителю глаза будет хорошо заметна, что будет создавать дискомфорт при просмотре. Особенно сильный дискомфорт вызывает ситуация, когда нерезким оказывается ближний к зрителю глаз -- наш мозг ожидает, что нерезкость нарастает по мере удаления объектов, хотя, нерезкость дальнего глаза, чаще всего, тоже выглядит не очень приятно, хотя и не в столь значительной мере...

В общем, задумался я над этими портретами в 3/4. Потом вспомнил о проблеме со стрельбой на дальние дистанции и в "бесконечность" с 35 мм. Потом про аналогичную проблему с 85 мм.
Потом побежал в архив и нашел тестовые снимки с экземпляра 35 мм, который я не взял из-за перекоса линз -- на нем наблюдался аналогичный незначительный бэк-фокус. И наконец, я аккуратно провел тест для 85 мм -- и снова легкий бэк-фокус!
Как говорится, все кусочки пазла сложились в одну кучу гавна. Не точно установленные датчики в тушке.

Собственно, проблема долгое время была не выявлена по ряду причин.
Во-первых, проблема бэк-фокуса нарастает по мере роста дистанции фокусировки, на относительно коротких дистанциях проявляя себя слабо. Поэтому, если ты работаешь на короткой и средней дистанции, то проблема не сильно дает о себе знать.
Во-вторых, закрывание диафрагмы проблему частично решает. Если на улице для 35 мм закрывать дырку до f/2.5 или f/2.8, то на небольших дистанциях это решает вопрос с резкостью. Ну а 85 мм вообще изначально ограничен относительно небольшой светосилой 2.8.
И в-третьих, все фотографии после обработки я экспортирую по правилу 1600 пикселей на максимальную сторону, что дает примерно двухмегапиксельные изображения, для которых, очевидно, требования к резкости сильно меньше, чем к исходным 14 мегапикселям...

Проблему хотелось бы все-таки каким-то образом решить.

Она далеко не смертельная, но жизнь частенько портит. Например, при попытке снять бегущего к тебе на встречу ребенка.

Вариантов решения, на самом деле, совсем не много.

Программная юстировка у Sony для кропа есть только в A77 (ебаны маркетинг -- функция совершенно плевая, которая вообще ничего не стоит для производителя в реализации, и если бы пидарасы не решили, что она типа премиальная, ее можно было бы встретить даже в гавне, типа Canon 1100D).
Объективы у Sony не юстируются, зато относительно легко, в домашних условиях, поддается юстировке плата датчиков. Собственно, проблема фронт и бэк фокуса в моем случае имеет следующую природу -- расстояния от объектива до платы датчиков и от объектива до сенсора немного различаются из-за чего фокусировка происходит на дистанцию, не соответствующую реальному положению точки фокусировки относительно сенсора, на который она проецируется.

У Sony плата датчиков фиксируется на трех подпружиненных винтах, которые однозначно определяют ее положение в плоскости. Подкручивая эти винты, можно, соответственно, менять положение этой платы в пространстве. Винты эти, как будто нарочно, вынесены прямо на корпус и легкодоступны -- достаточно снять пару заглушек в области под вспышкой.
На главном форуме рунета по фототехнике Sony есть несколько епичных тем, где народ обсуждает, как лучше всего провернуть операцию юстировки с помощью этих самых винтов в домашних условиях. В темах этих, а некоторые доходят до 300 страниц, царит полная содомия, и найти в этом бардаке мало-мальски систематизированную и полезную информацию крайне непросто -- еще одно подтверждение, что вообще-то за форумом надо тщательно следить, и тратить силы на каталогизацию информации, типа как это делают на 4PDA.

В конечном счете, сама процедура юстировки весьма тривиальна. Нужно иметь штатив, распечатанную специальную мишень, отвертку T6, час другой времени и терпения. В принципе, я морально уже созрел все это дело провернуть, правда, видел я те винтики -- крутить их работа ювелирная и что-то как-то мне малость стремновато. Была бы возможность -- доверил бы это дело кому-нить более опытному, тем более, что в некоторых городах есть умельцы, которые набили руку, пропустив через себя по несколько десятков тушек.

В общем, штативом я почти разжился. Отвертку буду искать. Оставайтесь на связи и молитесь за меня.

No comments:

Post a Comment