20 December 2012

Про пятнышки

Попалась в руки интересная книжка "Фотография как...", написанная недавно скончавшимся метром фотографии Александром Лапиным.


Всю книжку я пока полностью не прочитал, но в беглом режиме промотал от начала и до конца, отметив про себя вот какие вещи.


Первое -- старики вечно будут ворчать, что в их-то молодости трава была зеленее, а нынешняя молодежь ни хрена не смыслит в этой жизни.

Не стал оригинальничать в этом смысле и товарищ Лапин, который на момент выхода своей книги разменял шестой десяток. Цифровую камеру он так в руки и не взял. Только пленка. Только чб. Только хардкор. С фотошопом метр вроде как знаком, но считает его презренным инструментом для лузеров, а сам, если и использовал эту программу, то только для того, чтобы вскрыть для анализа некоторые особенности заинтересовавшей его картинки.
Процесс фотографирования считает мистикой и делом провидения. Лучшие снимки -- почти всегда случайностью. Томительное, зачастую многодневное, ожидание от спуска затвора до проявки и печати снимков -- ожиданием хоть и мучительным, но зачастую сладостным. Ну а те, кто никогда своими руками не печатал снимки и собственноручно не намешал несколько кубических литров фоторастворов -- вообще ничего в фотографии (с большой буквы Фэ) не понимают!

Цифра губит репортажных фотографов. Что ж это такое -- ты пришел куда-то и можешь легко уйти с несколькими тысячами снимков? Т.е. можно вообще не снимать палец с кнопки затвора? Разве это интересно? У репортера начинается расслабуха, каждый нерв его не напряжен, его мозг ежесекундно не решает задачу как не упустить главного, и как оказаться в нужное время в нужном месте.

Цифра опустила фотографию до такого бытового уровня, что ниже просто некуда. У каждой собаки телефон с камерой и инстаграмом, и каждую секунду в социальные сети, фотохостинги и прочие, в публичные места выкладываются сотни тысяч фотографий. Как не потерять в этой куче навоза жемчужину? Какая вероятность найти ее случайно? И если вообще какой-то смысл лезть в эту кучу мусора с надеждой найти там хоть что-то стоящее?...

Я не буду пытаться вступать в полемику с автором книги и что-то отвечать на это брюзжание, главная цель которого -- сделать крайним во всех бедах человечества этот чертов технический прогресс. Скажу только, что когда лично я оказываюсь в шкуре репортера на каком-то событии, то нервное возбуждение, как раз, почти всегда есть, есть волнение, драйв, и мозг постоянно работает на то, чтобы понять, не пропустить важный кадр... Ну а то, что я уйду оттуда с полутысячей снимков, а не с тремя пленками, задачу мою существенно не облегчает.


Второе -- рассуждения на тему, что такое искусство, и в частности, что такое искусство в фотографии. На самом-то деле, книга "Фотография как..." это попытка максимально трезво, взвешенно и объективно исследовать этот сильно непростой вопрос, решить его рационально, математически, и найти, в конце-концов, ту линейку или те весы, которые дадут однозначную метрику. "Вот это шедевр с рейтингом 9.5 баллов, а вот это -- пустышка, и цена ей ноль".

Так вот, если посмотреть на все эти попытки автора подойти к вопросу с линейкой, то оказывается, что содержание практически не играет никакой роли. Есть только форма, которая в случае черной-белой фотографии просто низводится до набора черно-белых пятнышек на плоскости, и вся магия, все ответы на вопросы, строятся вокруг того, как эти самые пятнышки расположены друг относительно друга.

В итоге человек, который 20-30-40 лет фотографировал, приходит к тому, что все есть тлен и суета сует. Не нужно мотаться на другой конец света, чтобы снять извержение вулкана или пальмы на берегу океана. Не надо искать супер моделей, ставить вокруг нее десять источников света и пытаться запечатлеть все это на самый лучший объектив. Шедевр можно получить в своем скучном и замызганном дворике, совершенно случайно, просто нажав на спуск для того, чтобы промотать пару первых кадров для только что заряженной пленки...
Нужно просто научиться это видеть. Понимать. И получать удовольствие.

Автор книги приводит в качестве одного из примеров вот такой вот кадр, который он считает одним из своих самых удачных (а ему, ясный пень, есть из чего выбирать). Называется это дело просто -- "мальчик".


Как говорится в таких случаях -- "истинные ценители кайфуют"...

В книге очень много фотографий. Есть хорошие. Есть хорошие руки автора.

Например, меня дико прет вот от этой фотографии


Как видите, автор пытается рационализировать свой результат, доказать его математически. На снимке три белых пятна -- кусочек неба, рубашка девочки и носок мамы. И дорожка уходит вдаль. Вот, типа, и вся тайна шедевра.

Убедительно? На мой взгляд -- нет. В положении пятнышек, конечно, что-то есть, но я бы не стал столь пренебрежительно относится к содержанию.

В конечном счете, книгу прочитать определенно стоит. Как минимум, в ней очень много очень интересного фотоматериала... Ну а завершить эту сумбурную заметку я хотел бы еще одной, совершенно удивительной, фотографией, сделанной одним из учеников автора книги. Штука, совершенно заурядная на первый взгляд, при более внимательном изучении является настоящим чудом, доказывающим, что шедевры прячутся буквально в каждой секунде нашей с вами жизни -- надо просто уметь их замечать и фиксировать!



зы. Книгу можно забрать, например, отсюда.






No comments:

Post a Comment