17 November 2012

Canon 7D + 24-70L

У малой в ее школе раннего развития намечался утренник и, разумеется, в этом празднике жизни была запланирована и моя роль -- роль фотографа.

Окинул взглядом свой скромный фотоинвентарь. Призадумался.

Во-первых, я так и не обзавелся приличной пыхой. Для съемки дома хватает светосильной 35-ки, а по ночам на улице я не снимаю.
Мероприятие же проводится в помещении без окон на улицу и с не самым хорошим электрическим освещением.

Во-вторых, трудно было что-то выбрать из двух моих фиксов -- 35 и 85. На 35 много чего надо снимать с близкого расстояния, что подразумевает вмешательство в действо, а этого не хотелось делать. Ну а 85 для помещения это сильно узко плюс попрут слишком высокие ISO.

Рядом с Sony A33. И вилкой

В итоге, взял у приятеля (еще раз спасибо ему большое!) на предмет погонять Canon 7D c зумом 24-70L и пыхой. Перед вами впечатления от использования этого комплекта в условиях детского утренника и не только.


Тушка

Конечно, самые первые впечатления от такой махины после моей маленькой, я бы даже сказал, дамской, Sony A33 это весо-габаритные показатели. Линейками я ничего не мерил, но вот по весу вся конструкция тянет под два кг, что примерно в три (!) раза тяжелее моей соньки с любым из доступных мне фиксов. Понятно, что комфорта это дело не добавляет, и ты начинаешь понимать всех тех людей, которые на сайте Стива Хаффа в сотый раз рассказывают одну и ту же историю -- продал на хрен свой 5Dmk2, купил OM-D E-M5 и наконец-то понял, что такое счастье! 

Про 7D можно сказать много чего хорошего.


#1. Богатое управление -- тушка большая, на ней много всяких кнопочек-крутилочек, все нужное всегда под рукой. Особенно удобно наличие второго колеса, что означает прямое управление выдержкой и диафрагмой в ручном режиме, или же, например, прямой доступ к экспокоррекции в режиме Av.

С другой стороны, многие моменты не продуманы.
Например, джойстик, которым надо пользоваться в некоторых меню для навигации, но на котором нет кнопки, и ты вынужден переносить палец на соседнее колесо.
Кнопка выбора датчиков AF постоянно случайно нажимается пальцем, а сам выбор датчиков почему-то переключается маленькой кнопочкой за колесом, а не самим колесом -- это настолько не логично, что я вынужден был лезть в мануал, чтобы понять, как оно работает.
Совершенно мудацкое образование в меню под названием "custom options", в дебрях которых спрятано множество важных и полезных настроек. (Кстати, только сейчас зафиксировал мысль, что человек так же, как и я, использует английский в меню. Right way!)


#2. Шикарный видоискатель -- большой, яркий, с достаточно большим количеством полезной информации.Я не люблю видоискатели и вообще считаю их рудиментом, который пришел в индустрию от пленочных и зеркальных систем, однако в случае 7D можно говорить о том, что если ты вынужден использовать VF, то тогда только такого качества.
Кстати, обратил внимание еще на один недостаток фотографирования через VF -- когда используешь длинный угол очень часто трудно найти цель из-за маленького угла обзора. В случае с LiveView экран наведения занимает лишь часть твоего обзора и ты видишь не только то, что попадает в объектив, но и картинку вне его. За счет этого наводится ощутимо проще.

#3. Отличная система автофокуса. В возможность использовать группы датчиков я влюбился с первого взгляда -- чертовски удобно, хочу хочу! Фокусируется 7D очень быстро, но тут комплименты, наверное, надо адресовать все-таки объективу. Субъективно автофокус работает очень надежно, правда, в связке с 24-70L возник ряд вопросов, которые я затрону ниже.
Пробовал режим следящего автофокуса (AI Servo) в классическом тесте -- снять бегущего на тебя ребенка. Могу сказать, что работает это дело далеко не идеально и не сильно лучше, чем работает аналогичный режим (AF-C) в Sony A33.



#4. Очень не плохой в плане шумов сенсор. С A33 тут сравнивать не честно, сенсор в ней довольно старый, плюс зеркало где-то половину стопа кушает, и, тем не менее, для своего разрешения шумов на 7D совсем не много.
Про динамический диапазон ничего сказать не могу -- подходящих снимков не делал.


Что еще могу добавить...
Тушка очень быстрая и отзывчивая. Субъективно, побыстрее A33, хотя в соньке вроде как и не к чему придраться. Может, на ощущениях сказываются мелочи, типа гаснущего на какую-то долю секунды экрана при снимке -- хз... Кстати, буфер в 7D на фоне соньки вроде как и не сильно блещет. Например, в режиме raw + jpeg фотоаппарат показывает серийность всего шесть кадров (кстати, в видоискателе есть индикатор доступного в данный момент объема буфера), при этом моя A33 в этом режиме может сделать 8 кадров и, на мой взгляд, это довольно скромное число.

Автофокус в режиме LiveView не просто медленный, он смертельно медленный. Это годится только для пейзажей или предметки.

Что могу сказать по теме raw vs jpeg.
Во-первых, для jpeg в тушке стоит довольно мощный шумодав (я не рылся в опциях и не пытался его отключить), в итоге картинка получается такая, что в Lightroom с ней, в принципе, в плане шумоподавления уже практически ничего не надо делать. С сонькой на высоких ISO так не получается. Правда, на будущее, если снимать в jpeg, я бы все-таки встроенный шумодав выключил бы вообще и давил бы шум в Lr.
Во-вторых, Lr из raw готовит картинку, которая довольно сильно отличается от jpeg даже при обзорном просмотре кадров. В случае raw для Sony на общих планах чаще всего трудно понять, смотришь ли ты на raw, и на jpeg, и разница в детализации видна только на 100% кропах. Очевидно, используемые Lr по умолчанию +50 яркости и +25 контраста близки к "приготовлению" jpeg в Sony, но вот Canon ведет себя несколько по другому.
Что же касается детализации в raw, то тут все очень и очень грустно, но это проблема объектива (см. ниже).

Много разных вкусных мелочей. Типа запоминания значения диафрагмы раздельно для каждого режима. Или, например, индикация выбранного значения чувствительности в режиме ISO auto.



Красное кольцо

А теперь, Маша, о главном. Про эльку. 

Объектив, кстати, весьма популярный на кропе среди состоятельных парней. В свое время, выбора на роль светосильного штатного зума для кропа особого не было, и приходилось брать 24-70L, хотя нехватка широкого угла у такого зума на кропе очевидна. Чуть попозже появился 17-55 f/2.8, но его народ как-то не сильно любит, наверное потому, что он работает только на кропе, а, как мы знаем, плох тот генерал, который не мечтает  перейти на полный кадр. 

Бленда тут очень солидная, а само стекло весит под килограмм

Про 24-70L, на самом деле, можно сказать много чего хорошего. Сделано это "стекло" очень добротно, впечатление производит солидное и надежное. Удобный трансфокатор. При фокусировке нет подвижных частей снаружи. Мотор в объективе просто сказочный -- ОЧЕНЬ быстрый и тихий. 

Все хорошо, если бы не одна маленькая проблема -- на открытых диафрагмах, особенно на дальнем конце, объектив абсолютно не резкий

Мне трудно однозначно сказать в чем тут проблема.

Возможно, что не самый удачный экземпляр. В свое время его покупали на 350D и, возможно, на том невысоком разрешении недостаток резкости был не так заметен.
Возможно, что из-за тяжелого веса да на фоне отсутствия стаба его трудно удержать так, чтобы получить хорошую резкость.
Возможно, гуляет автофокус.
Не знаю.

Когда владелец увидел, что я собираюсь что-то снимать на 2.8, он сказал, что этот номер не пройдет. Сам он портреты снимает на f/5.6. А иногда и на f/8.
Для оценки резкости он сделал мой портрет на 70 мм f/4. Для надежности было снято несколько дублей. Объектив у товарища уже очень много лет, соответственно, обвинять его в криворукости и треморе алкоголика вроде как не выйдет.

Результат перед вами:


Для сравнения я взял самый обычный кадр, снятый на фикс 85 на открытой дырке f/2.8. Говорить просто не о чем -- объектив с красной полосой даже на f/4 дает такое мыло, на которое без слез смотреть просто нельзя.
По этой ссылке можно посмотреть больше сравнений, там есть и Sony 35 на f/1.8 и даже тамроновский зум 17-50, который стоит в пять раз дешевле L-ки и при этом абсолютно рабочий на открытой.

Попробовал поснимать в raw -- чуда не произошло, лишних деталей, по сравнению с jpeg, не появилось.
На свой 85 f/2.8 я всегда, не раздумывая, снимаю только на открытой и там никогда не возникает проблем с резкостью, или с тем, что фокус может не попасть и малая ГРИП это усугубит. Проблемы нет в принципе.

Спросил я у владельца -- мол, может фронт или бекфокус? Да нет, говорит, проверял со штативом -- максимальная резкость всегда в зоне фокуса.

Что тут скажешь?
Я лично снял порядка тысячи кадров, в том числе, снимал и на улице, с абсолютно безопасными выдержками, типа 1/320, и могу сказать, что получил реально два с половиной кадра, на которых можно с большой натяжкой говорить про какую-то резкость. Все остальные -- просто мыло.
Не знаю, может конечно и у меня, и у владельца тушки до такой степени кривые руки. Может действительно есть какая-то проблема с фокусом. В любом случае, если бы я, не дай бог, отдал бы такие сумасшедшие деньги за такой объектив (которые сегодня стоит $2200), я либо помер бы от жопожжения, либо, если бы все-таки выжил, побежал бы на следующий день от него избавляться. Так жить нельзя, ибо стекло не раскрывает даже половины возможностей сенсора фотоаппарата.

Интереса ради полазил по сети, и понял, что наблюдаемая мной картина -- отнюдь не единичный случай.

Вот, например, отзыв о линзе на dpreview. Кстати, от владельца 7D.

"Too soft below 5.6 and unusable at 2.8"

Полез на отечественный ресурс и почитал пару страниц многочисленных отзывов. У очень многих наблюдается та же самая проблема:


"АФ постоянно мажет на открытой дыре, приходится докручивать фокус; не хватает всё-таки стаба."

"У меня пока неоднозначное мнение. Мылит. Юстировка (подстройка микрофокуса) не помогает. Есть отзывы, что это спорный объектив в линейке элек. В основном претензии именно к резкости."

"Мыльный на диафрагмах от 2.8 до 4. На открытых снимать практически невозможно, так как велик процент брака (промахи по фокусу)."

"Ужасное качество на 70 мм и на диафрагме 2.8"

"Тяжелый, абсолютно нерезкий, дорогой"

" сильно разочарован обнаружив что китовый 17-85 просто на порядок резче"


Даже в википедии пишут о том, что это крайне не стабильный от экземпляра к экземпляру объектив и у многих пользователей с ним проблемы:

According to the head of one U.S. rental firm, the f/2.8 Mk I lens "definitely has some reliability issues and a lot of copy-to-copy variation, at least some of which relate to its design."


Пыха

В моем случае это была SPEEDLITE 580EX. 


Конечно, хорошая вспышка сильно отличается от пукалок, которые обычно забесплатно встраивают в тушки, однако лично я вспышки все равно не признаю. Любые. 
Я в принципе не считаю проблемой высокие ISO -- сами по себе они точно не проблема. Ибо проблема не столько в количестве, сколько в качестве света, и ограничивающим качество фактором является не чувствительность сенсора, а качество и характер освещения... 

Со вспышкой вообще получилось странно. При тестировании в квартире выяснилось, что даже если вспышка бьет практически строго вверх, в потолок, ребенку все равно это не нравится. Сначала я грешил на мощную подсветку автофокуса, которая встроена в пыху, но дело оказалось не в ней. В итоге, на утренник я шел практически в полной уверенности, что со вспышкой если чего и получится снять, то только несколько кадров. Однако в полевых условиях дети на вспышку вообще никак не реагировали, и ближе к концу, когда я осознал этот факт, я стал снимать исключительно со вспышкой. Сказать что это уж сильно улучшило картинку -- я бы не сказал, хотя ISO на типичном кадре опустилось с 2000 до 400.

Вообще, хозяин всего этого добра мне посоветовал снимать со вспышкой в M режиме.
Ставишь, например, дырку f/4, выдержку 1/100 и ISO 100 и снимаешь -- вспышка, регулируя мощность, сама дает столько света, сколько нужно для нормальной экспозиции.
С учетом того, что мне предстояло много кадров делать без пыхи, я решил посмотреть как вспышка будет работать в Av режиме. Выяснилось следующие. Если ISO поставить в auto (многие типа профи категорически не любят так делать, правда, рационально не могут объяснить свой закидон), то при использовании вспышки он всегда будет стоят в значении 400. Что касается выдержки в Av режиме, то тут все сложно -- есть custom опция из трех пунктов. Либо auto (по-умолчанию), либо 1/250-1/60, либо 1/250. Опцию "авто" использовать практически невозможно, потому что на любом фокусном у тебя начинают появляться выдержки типа 1/15. Последняя опция (1/250) дает безопасную выдержку практически для любого фокусного, но она откровенно великовата, ее можно было бы уменьшить на стоп. Ну и остается диапазон 1/250-1/60, из которого я видел при съемке только последнее значение, т.е. 1/60. Многовато как для длинного конца, но, в итоге, я решил остановится на этом режиме.

Еще одна занятная история случилась когда я попытался выключить подсветку автофокуса.
В тушке я только почитав мануал понял что такое custom options, и на первых порах в меню я просто не мог найти место, где можно управлять поведением AF-Assist. Решил зайти с другого конца -- выключить это дело на пыхе. Скачал мануал, и совершенно нечеловеческим способом таки его выключил. Кстати, опять через горячо любимые Canon "custom options".
Логика японцев пугает.


Вместо заключения

В общем и целом мне Canon 7D скорее понравился, чем нет. Да, он тяжелый, дорогой, в нем нет встроенного стаба, но определенная харизма в нем однозначно есть, и снимать на него прикольно. Конечно, если бы получилось еще и поснимать на какую-то интересную линзу, типа 35L или 85 f/1.8 (поснимать на легендарный 85L на кропе вообще моя давняя эротическая фантазия), думаю, ощущения были бы совсем другие, но даже килограммовый обмылок 24-70L не смог окончательно угробить впечатления от этой камеры. 


Ну а многострадальная L-ка есть самый настоящий ужас-ужас. Реально. Без слез смотреть на выдаваемую этой линзой картинку нельзя. 
Тут и говорить особо не чего, лично я бы избавлялся от такого объектива ни секунды не раздумывая, благо, товар ликвидный, и любителей дрочить на красненькое колечко, ничуть не меньше, чем любителей подрочить на резкость 100% кропа.  

Как-то так.

No comments:

Post a Comment