14 October 2011

ЖЗЛ. Достоевский.

Что-то как-то не везет мне на книги из серии ЖЗЛ.
К примеру, большой облом получился из книги о Высоцком. Теперь вот крайне унылая вещь о самом мощном русском писателе XIX века.


Честно говоря, удивляет, что подобная книга увидела свет при советской власти, первое издание -- 1981-й год. Автор, правда, аккурат до года издания своей книги был главным редактором серии ЖЗЛ (случайное совпадение?), но, в любом случае, писать о Достоевском в СССР очень было не просто. Потому что, с одной стороны, вроде как общепризнанный классик, с другой -- человек помешанный на теме Бога и религии, ну а о романе "Бесы" сам Владимир Ильич крайне нелестно отзывался.


Удивительно, но в плане раскрытия религиозной темы в творчестве Федора Михайловича товарищ Селезнев при написании книги ни в чем себе не отказывал. Никакого осуждения, порицания, оговорок или пропаганды здорового атеизма... Хотя не знаю, книгу я слушал в формате аудио-книги, которая была записана относительно недавно -- возможно весь этот мусор просто выкинули.

Теперь о главном, почему книга категорически не понравилась.
На мой взгляд, лучше все-таки биографию известного человека излагать глазами журналиста, делая основной упор на фактический материал -- дошедшие до нас документы, дневники, мемуары. А мне все большое попадаются авторы, у которых в жопе играют нешуточные писательские амбиции, поэтому читателю дают художественные произведения, в которых биография исторической личности рассказывается чуть ли не от первого лица, с эмоциями и глубоко личными переживаниями, к которым, ясный пень, относишься крайне настороженно.

Если же говорить конкретно про книгу Селезнева, то у меня складывается стойкое ощущение, что он дотошно пытался скопировать художественную манеру главного героя своего повествования, но я бы не сказал, что это можно зачислить в достоинства книги. Ну а пространные уходы в анализ творчества писателя и его идеологические взгляды вообще убивают. Я понимаю, конечно, что автор у нас знаменитый исследователь творчества Ф.М., но, извините, если мне будет нужна критика -- я найду и буду читать критику, благо, этого добра хватает...

В итоге, из увлекательнейшей биографии, полной ярких и неожиданных эпизодов, по которой можно хоть голливудский блокбастер снимать, написана зануднейшая книга ни о чем. Вернее о том, что вообще лучше черпать не из нее, а из оригинала, т.е. книг Достоевского.
Однозначный незачот.

зы. Чувствую, что созрел полностью перечитать все романы Ф.М.
Ох, где бы только в это дурацкое и суетное время найти силы на этот христианский подвиг?...

No comments:

Post a Comment