02 August 2011

RSS ридеры для iPad -- ставим точки над "i"

Я человек, абсолютно помешанный на RSS технологии -- Google Reader один из самых любимых интернет-сервисов, а на ежедневное чтение фидов у меня обычно уходит не меньше часа моего бесценного времени. Именно поэтому читалка RSS на iPad лично для меня -- программа #1, стоящая даже впереди браузера (кстати, читать фиды в браузерной версии GReader практически невозможно из-за совершенно неудачного шрифта).

Мой путь в выборе лучшего клиента для Google Reader был долог и тернист, и в данный момент я могу, без ложной скромности, сказать, что мне довелось перепробовать практически все более менее значимые программы этого профиля из App Store.

I.

Начинал я, как и многие, с Feeddler RSS. Трудно найти какие-то рациональные объяснения факту невероятной популярности этой программы в своей категории -- она отнюдь не самая лучшая, и, тем не менее, именно ее советовал Экслер в своем эпическом материале, по прочтению которого я, собственно говоря, и решился попробовать планшетку от Apple.

Начал я с бесплатной версии. Баннер меня не сильно напрягал, да и покупать что-то в App Store в самом начале моей эксплуатации iPad'а я не решался.



Пользователем в то время я был не сильно взыскательным, и, тем не менее, совместное счастье с этой программой продлилось у меня не очень долго -- один из моих жж френдов посоветовал мне попробовать MobileRSS.

В те былинные времена это была какая-то 2.x версия, которая, по большому счету, не сильно отличалась от Feeddler, но имела перед ним одно неоспоримое преимущество: в списке записей она показывала миниатюру -- картинку, "вытащенную" из тела статьи.

На тот момент я был в самом начале пути использования планшета, и только только начинал понимает его сильные и слабые стороны. Крепло убеждение, что планшет стоит своих денег хотя бы за возможность с большим комфортом, в любом месте и любой позе, читать RSS ленту. Любовь к миру крепла, и на ее волне я заплатил кровные $5 за MobileRSS -- баннеры в бесплатной версии мне совсем не мешали, с деньгами я расстался исключительно в целях поддержки авторов этой замечательной программы.

К концу 2010-го года программа получила большое обновление в рамках новой версии 3.0.
Главное нововведение -- полностью переработанный UI, от которого я был в полном восторге.

Когда вам рассказывают о том, что Apple это боги дизайна и эргономики -- плюньте этому человеку в лицо. На тему бесчисленных проблем в программных продуктах этой компании я готов говорить часами, но в данном конкретном случае надо очень строго осудить одно конкретное интерфейсное решение.



Речь идет об интерфейсе в почте. Имеется две ориентации -- альбом и портрет.
В режиме альбома у вас много свободного места по ширине -- растягивать текст письма по всему этому пространству нельзя, будет очень неудобно. Поэтому лишнее место по ширине занимает колонка со списком писем. Не самое плохое решение. А вот что делать с портретным режимом? В Apple решили сделать список писем всплывающим в отдельном окне соплевидной формы. Плохая идея, которая, очевидно, приводит к тому, что для работы со списком писем (который может быть ОЧЕНЬ большим) в портретной ориентации пользователя загоняют в маленькую область в треть площади экрана! Кстати, работать с этим же самым списком в альбоме еще неудобнее -- колонка такая же узкая, при этом еще и значительно меньшая по высоте.

К чему я это все вспомнил -- Apple задает тон в дизайне UI, ее решения копируют другие разработчики. Не миновала эта беда и создателей RSS клиентов. Про то, до маразма какого калибра может довести это копирование мы поговорим ниже, при обсуждении Reeder, сейчас я говорю о том прорыве, который совершил MobileRSS версии 3.0, отказавшись от гениального интерфейса Apple под названием "почта". Удобная ориентация для работы с RSS -- портретная, потому что пользователь все время работает с двумя вещами: читает текст записей и работает с их списком. А как мы поняли, интерфейс "почта" убивает удобство работы со списком записей на корню.

В общем, MobileRSS наконец-то научилась показывать в полный экран не только текст записи, но и дерево подписок, и список записей в фидах! Правда, версия 3.0 оказалась роковой для ее создателей. Во-первых, значительная часть нового дизайна программы была цинично слизана с конкурирующего решения, с Reeder, и в Сети поднялся серьезный шум по этому поводу, а авторов MobileRSS за такое неспортивное поведение навсегда отлучили от сервисов Read It Later и Instapaper. Во-вторых, в свежеворованном UI крайне нелогичным выглядело горизонтальное пролистывание записей, которое использовалось в 2.x версии, поэтому записи стали пролистываться вертикальной протяжкой, как и в Reeder. И тут мы подходим к очевидному и очень важному моменту, о котором постоянно забывают многие разработчики -- категорически нельзя ломать пользовательский опыт! Причем в нарушении этого фундаментального принципа были замечены не только малоопытные гаражные компании на пару человек, но и мега корпорации -- чего только стоит FAIL Apple, когда они вдруг решили ползунок блокировки ориентации экрана в iPad использоваться для переключения беззвучного режима... Как показывает практика, в случае таких серьезных просчетов на попятную вынуждены идти даже такие непробиваемые ребята как Apple.
В общем, один из самых интересных релизов MobileRSS оказался провальным. App Store оказался завален десятками жалоб от пользователей, чей опыт использования программы был безжалостно сломан, на программу обрушился поток низких оценок, и общий рейтинг программы ощутимо просел. Авторы были вынуждены в срочном порядке заявить, что пролистывание в старом режиме они обязательно вернут на место в следующем же релизе.

И вот, вышел следующий релиз за номером 3.1, который я ждал с нетерпением, так как надеялся на устранение нескольких мелких, но довольно досадных глюков. Ну и, конечно, возвращения горизонтального пролистывания фидов.

Тут меня ждал страшный облом. Авторы решили убрать все следы воровства у Reeder, но сделали это с таким рьяным усердием, что вместе с водой, выплеснули и ребенка. Дерево подписок и список записей оказались разделенными на два окна, которые в портретной ориентации не занимали даже половины ширины экрана! Просто катастрофа!


Я был в глубоком трауре. Самая часто используемая программа на планшете курвилась прямо на глазах. В отчаянии я решил вступить в переписку с авторами и попытаться направить их на путь истинный. На свои подробно изложенные соображения о проблемах версии 3.1 я получил в ответ стандартную отписку:

Sorry for the inconvenience, and thanks for your detailed and helpful feedback. I promise we will take your suggestions into our consdieration seriously... бла бла бла

Я пишу -- мужики, вы вообще живые или мне бот ответил? Может поговорим серьезно?
В ответ получил -- чувак, что ты такой нервный, и вообще, чего ты от нас хочешь? 
Я грю -- конструктивного разговора... В общем, пообщались мы более плотно, и вроде как даже та сторона поклялась мне здоровьем мамочки, что в следующем значимом релизе они обязательно вернут назад некоторые вещи из 3.0. Переписка эта, кстати, была в марте. Сейчас уже август, разработчики все силы бросили на версию для OS X, а MobileRSS получила всего лишь пару формальный обновлений, исправляющий какие-то малозначимые баги...

Какое-то время я пользовался версией 3.1, матюкаясь и проклиная ее бестолковых авторов. Не даром говорят, что от любви до ненависти один шаг. А тут внезапно открылся еще один крайне нелицеприятный факт, окончательно утвердивший меня в моем новом отношении к этой программе. 

Я являюсь владельцем самой младшей модели iPad'а -- 16 Гб wi-fi. От 16 Гб себе под нужды iOS отрезает 2 Гб, остаются 14 Гб, в которых я не храню ни фильмы, ни музыку, ни картинки -- фактически одни только приложения. Монструозных созданий, размерами в полгектара и выше, я всегда обходил стороной, и, тем не менее, место на планшете как-то таяло на глазах, и, если верить iTunes, в котором можно отсортировать установленные приложения по размеру, поводов для этого совсем не было. Несколько гигабайт было занятно вообще непонятно чем. А самое главное, не было никакого инструмента, с помощью которого можно было бы понять куда делось место...

Тем временем, Apple выпустила 4.x прошивку для iPad и для нее наконец-то сделали jailbreak, которым я решил воспользоваться. Помимо замечательной возможности try&buy (это я про установку вареза), появилась возможность ставить всевозможные утилиты из Cydia, среди которых оказалась замечательная программа AppInfo, которая позволяет получить реальную картину занимаемого места на диске каждым приложением (ибо любимый iTunes показывает только размер ipa дистрибутива). 

Виновный нашелся сразу. И что бы вы себе думали? Им оказался, конечно же, MobileRSS, тихонько отожравший под хранение картинок больше 4 Гб бесценного места. Естественно, я решил удалить программу, так как никакой возможности очистить кэш в ней не было предусмотрено. Однако тут оказалась еще одна засада -- количество файлов в кэше перевалило за 10 тысяч, и удаление всего этого хозяйства заняло больше 2 (!) часов времени. Ох, блин...

После капитальной зачистки, в программе, разумеется, сразу же была отключена опция кэширования картинок. И тут меня ждал следующий удар со стороны классика. С отключенным кэшем программа почему-то перестала показывать миниатюры в списке записей, и, более того, перестала работать функция сохранения картинок в фидах! Ах, ёжжже ж твою мать!... Это стало последней соломинкой, переломивший спину верблюда -- я решил, что любой ценой перейду на другой RSS ридер. 

II.

Джейлбрейк выручил и тут. Потому что стояла задача перебрать все RSS читалки, умеющие синхронизироваться с аккаунтом Google. А за некоторые из них, причем совершенно негодные, люди, не стыдясь, просили и по $10. А бесплатные версии, справедливости ради, были, дай б-г, у десятой части всех приложений такого рода. (Кстати, мое мнение, что бесплатная версия очень существенно способствует популярности приложения -- Feeddler и MobileRSS тому явные доказательства). 

Конечно, одним из главных претендентов на трон должен был стать Reeder, о котором я был очень много наслышан. Скачал, запустил и выпал в осадок. Тотальный аскетизм, крайне странное представление подписок "прямоугольничками", и (блин! ну как такое может быть?) невозможность посмотреть записи в рамках одной подписки -- только фолдерами. К последнему моменту я еще вернусь ниже, пока же напишу, что Reeder, без всяких колебаний, был удален с планшета буквально через пару минут после установки. 

Перепробовал я во время тех изысканий, в общей сложности, наверное, больше двух десятков программ. Писать о недостатках и проблемах каждой из них нет смысла -- можно трактат объемом с "войну и миръ" родить по этому печальному поводу. В итоге, решил я вернуться на старый и недобрый Feeddler, который за полгода не сильно то изменился.  
Интерфейс по прежнему остался таким же аскетичным и унылым. Программа по прежнему не умела показывать миниатюры для записей и сохранять картинки. Однако, даже после всего этого, Feeddler мне показался наименьшим из зол. Единственная новая фишка, которая оказалась действительно полезна -- возможность смотреть для записей-анонсов их полное содержание через мобилайзер от Instapaper, а не ходить по ссылке из записи на сайт. 

На Feeddler я просидел, наверное, месяц, и продолжалась бы вся эта история до сих пор, если бы не одно "но". В один прекрасный день, как всегда, внезапно решил я, непонятно с какой целью, посмотреть презентацию первого айпэда от Стива, нашего, Джобса. И увидел я там доселе неведанный мне трюк в галерее, когда разводишь пальцы над стопочкой фотографий, и они волшебным образом раскрываются... И тут, где-то в глубинах моей черепной коробки, в самом подсознании, всплыл один из скриншотов Reeder, где стопка подписок в папочке как-то совсем неэстетично была раскидана по экрану... Я бегом метнулся в Installous, поставил еще раз Reeder и, блять, точно!... Чтобы посмотреть содержимое папки с подписками на уровне подписок, нужно сделать "интуитивно понятный" pinch out над ней. Иначе -- никак. 



Ах ты, мать!... В погоне за минимализмом и оригинальностью "интерфейсов XXI века" люди напрочь лишаются остатков здравого смысла. Я, извините, человек не самый глупый, общающийся с компьютерами больше двадцати лет, разработчик, не смог найти в интерфейсе программы одну из ее основных функций исключительно по причине нетрадиционной сексуальной ориентации автора в вопросах дизайна UI...

Дальше все пошло много быстрее. Pinch out на тексте записи открывает ее в режиме чтения с помощью Readability (обожаю этот мобилайзер, из всех известных мне, он самый качественный).  Тот же самый pinch out на картинках дает возможность посмотреть их в полный экран и, если нужно, сохранить. 



В итоге, мне Reeder пришелся по нраву. В любом случае, он много лучше и удобнее Feedler, хотя и содержит целый ряд довольно серьезных недостатков. 

Недостаток первый -- совершенно дурацкое представление подписок в виде иконок, дурацкое решение для открытия подписок в папке. Подавляющее большинство RSS лент не содержат иконок, поэтому почти все подписки выглядят одинаково, занимают до хрена места на экране, и вместо названия для них показывается какой-то огрызок текста в десяток символов. Господи, ну кто мог придумать такое решение? 

Недостаток второй -- нет миниатюр для записей, и сие очень печалит. 
Далее -- нет пробной версии. Мое мнение, этим фактом автор вредит сам себе. 
Далее -- нет горизонтального пролистывания записей. Переключение вертикальным протягиванием или боковыми кнопками совсем не так удобно. 
Дальше -- настройки программы вынесены в жопу. В общесистемные настройки. Многие люди просто не могут их там найти.
Далее -- при расшаривании текста во внешние сервисы (например, в твиттер) нужно ручками каждый раз вставлять урл и название записи. Это неудобно, можно было бы это дело вставлять сразу же, по умолчанию. 
Дальше -- неудобная работа с картинками, куча лишний движений для сохранения. 
Далее -- нет динамической подгрузки записей. Записи, в том числе прочитанные, должны быть обязательно предварительно загружены в базу данных. Та же MobileRSS умеет это делать просто на лету. 

Скажу еще, что автор как-то не сильно старательно развивает свою программу, хотя до полного совершенства ей еще очень далеко... Но, не смотря на все это, последние месяца четыре именно Reeder является моей основной RSS читалкой на iPad. 

III.

В принципе, на этом всем мой рассказ можно было бы закончить, если бы не одно "но".
Мой земляк, жж юзер odeso, который, кстати, в свое время навел меня на MobileRSS, разместил этим летом запись о новой RSS читалке -- Mr.Reader. Решил я попробовать еще и этого зверя, так как в Reeder мне много чего не нравиться, и бы с радостью поменял его на что-то другое. 

В ходе непродолжительной эксплуатации родился диагноз -- крайне перспективная штука, правда, не без шероховатостей. 



Формально, программа вобрала в себя все самое лучшее из MobileRSS, и закрыла все досадные косяки крайне странного Reeder, но... Но, как известно, дьявол кроется в мелочах, а мелочей, которые убивают на корню желание пользоваться программой, в Mr.Reader было очень много. 

Что я сделал?... Правильно, сел писать длинный e-mail автору, где сказал, что в его софтине дремлет нешуточный потенциал, но надо срочно закрывать совсем уж вопиющие косяки и недоработки. 
Автор оказался вполне себе нормальным дядькой и мы с ним довольно плотно общаемся до сих пор. Сам он немец, который долгие годы работал Java программистом в Enterprise области, параллельно пытаясь продавать в App Store несколько своих программ для айфона. Начиная с какого-то момента, он решил уволиться с работы, чтобы полностью уйти в свой бизнес -- приложения для App Store.   

Общий язык мы с ним нашли довольно быстро, и в версию 1.3 вошло несколько новшеств, которые родились в нашей с ним переписке. С другой стороны, местами мой немецкий приятель Оливер ведет себя крайне странно. Например, чувак принципиально НЕ читает отзывы на свои приложения в App Store. Он грит -- "а зачем? за несколько лет я плюнул на все это, все одно там могут любую ерунду написать, и я там никому не могу ответить". Я грю -- "детский сад! тебе уже давно там пишут о тех проблемах, которые я сейчас с тобою обсуждаю в переписке! ты давно мог уже все их исправить!". 

Итого... На сегодняшний день Mr.Reader версии 1.3 по прежнему продукт, увы, несъедобный. 
Есть проблемы функциональные. Например, он не содержит переключателя read/unread items.
Есть проблемы в области эргономики -- многие действия совершать не очень удобно. 
Но самая главная проблема программы на сегодняшний день -- проблема нестабильной производительности, когда (в некоторых случаях) открытие записи происходит с задержкой в несколько секунд. Причины этой проблемы автор так и не может найти, но могу сказать точно -- пока этот вопрос не решиться, я на Mr.Reader переходить точно не буду (пруф видео с проблемой, которое я записал специально для автора).

На этом пока все, возможно я еще вернусь к этой, крайне интересной для меня, теме. 

зы. Кстати, в App Store есть RSS читалка, которая создана моим земляком, являющимся совладельцем стартапа с основным профилем -- разработкой приложений для App Store. 
Программа, честно говоря, слабенькая. 
Сначала, окрыленный, я связался с ее автором с корыстной целью помочь ему сделать RSS читалку моей мечты, но, похоже, ничего дельного из всей этой истории не выйдет. 
А жаль. 

No comments:

Post a Comment