16 June 2011

Про изучение языка.

В комментах к предыдущей записи на тему изучения английского меня навели на методику товарища Замяткина. Я скачал его книгу "Вас невозможно научить иностранному языку" и проглотил ее буквально за один день. Очень интересная штука, которую советую прочитать всем, даже тем, кому тема изучения иностранных языков совсем фиолетова.

Сама книга состоит из описания собственно методики (под псевдо-научным названием "матрица обратного резонанса") плюс десятка историй из богатого жизненного опыта автора, которые либо иллюстрируют бесполезность остальных методов изучения иностранного языка, либо показывают силу работы авторской методики. Реально саму методику можно было изложить в десять страниц, все остальное чистое бла-бла-бла, которые, тем не менее, написано бодро, увлекательно и не без юмора.

По большому счету, книга не открыла для меня ничего нового в сфере изучения нового языка -- я разделяю практически все, что написано Замяткиным, причем ко многим вещам я пришел самостоятельно, путем личных проб и ошибок.

Учить язык надо на материалах на 100% состоящих из изучаемого языка, материалах созданными носителями этого языка. Никаких синхронных переводов, никаких просиживаний в словарях, и храни вас б-г от забивания своей несчастной головы грамматикой. То понимание языка, которое приходит само по себе, путем догадок и чувствования природы языка не имеет ничего общего с тем, когда ты лезешь в словарь и находишь аналог из языка родного. Понимание новых слов и фраз из контекста -- ключевой инструмент в вашем языковом развитии. Да, да, да, это тот самый путь, по которому учит свой первый язык ребенок.

Для того, чтобы что-то крепко врезалось в ваш мозг и осело, его надо услышать десятки и даже сотни раз. Одно и тоже, по кругу. Чтобы не давать мозгу отрубаться при этом, не уснуть, во время прослушивания надо ходить -- к этому я пришел сам, когда понял, что во время занятий на диване меня просто отрубает через какое-то время.

Говорить на новом языке надо громко. Не шептать, не про себя, а громко, вслух. Очень полезно читать вслух, к этому я тоже пришел сам, интуитивно.

Чудес не бывает. Нет волшебных методик, так чтоб за месяц и без особых усилий. Нужен труд, пот, упорство, систематичность. Как в спорте.

Что же касается главной фишки метода -- использования матриц... Думаю, это весьма мощная и полезная штука, особенно когда нужно зацепиться на голом месте в новом языке, выработать в себе абсолютно новое произношение. Да, я понимаю всю силу "погружения" в язык и изоляции от родного языка. Да, было бы круто на несколько месяцев уйти от мирской жизни и оказаться в месте, где ты можешь целиком и полностью посвятить себя изучению нового языка. По несколько часов в день заниматься начиткой мантр; каждый день читать, слушать подкасты и смотреть фильмы исключительно на изучаемом языке. В моих реалиях, когда неделя, в течении которой я посмотрел хотя бы один фильм на русском уже может считаться удачной, такой уход в  изучение нового языка, такая интенсивность, просто нереальны. Но минимум час-полтора каждый день на занятия я всегда нахожу.
Замяткин пишет, что повышенная интенсивность в изучении позволяет добиться в течении нескольких месяцев (пока есть запал энтузиазма) более-менее ощутимых результатов, которые будут служить хорошей мотивацией, топливом, для дальнейшего продвижения. На этот счет могу сказать, что у меня достаточно сильная сила воли, и, надеюсь, ее хватит на то, чтобы, пусть не быстро, но уверенно изо дня в день продвигаться вперед.

Такие вот пироги.

зы. Обнаружил интересный факт. В смартфоне в читалке была зависшая на несколько месяцев книга -- "Ананасная вода" Пелевина. Я ее мучил в час по чайной ложке, и практически не читал ничего больше. Стоило убрать эту нудятину ради Замяткина, как новая книга была проглочена буквально за день. Мораль простая: когда в стеке книг стоят только интересные вещи -- читаешь в хорошем темпе. Занудное и подвисшее гавно нужно сносить без всякой жалости.

No comments:

Post a Comment